Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Одарённые дети
09. 09. 2015 год.
Нормативно- правовые документы
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. № 94-V-3 «Об образовании в Республике Калмыкия»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
-Государственная программа «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы»
- Программа развития МБОУ «Бага-Тугтунской СОШ» на 2012-2016г.г. Приказ №82/1 от 31.12.2011г;
- Устав МБОУ «Бага-Тугтунской средняя общеобразовательной школы» от 29.07.2014г.
-Образовательная программа МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» на 2014-2015гг. Приказ №60/3 от 30.08.2014г
- Программа «Одарённые дети» Приказ № 60 от 30.08.2013г
-Положение о работе с одарёнными детьми. Приказ№ 60 от 30.08.2013г
-Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад. Приказ №68/2 от 03.10.2013г
-Положение о проведении предметной недели (декады) Приказ № 2/4 от 13.01.2014г
-Положение о проведении школьных конкурсов, смотров, творческих фестивалей и спортивных соревнований. Приказ№ 2/4 от 13.01.2014г
-Положение о предпрофильной подготовке учащихся МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» Приказ №45/3 от 10.06.2014г
-Положение о работе предметных кружков и факультативов. Приказ № 2/4от 13.01.2014г
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Протокол от «__» _________ 20___ г. № ____
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
____________ /Т.Г.Сабрукова/
|
|
Приказ от 30.08.2013г № 60
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными обучающимися
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
1.Общие положения
- Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа» (далее - положение) ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа» (далее - учреждение).
- Положение составлено в соответствии с:
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении.
- Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;
- работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
- Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год.
- Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
- Работа с одаренными учащимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в ОУ.
- Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляется общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляется общее руководство работой.
- Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
- Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий.
- В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2. Принципы работы с одарёнными детьми
- Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень.
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:
3.1. Администрация школы (директор, заместители);
3.2. Руководители школьных методических объединений;
3.3. Учителя – предметники;
3.4. Классные руководители;
3.5. Руководители кружков и секций;
3.6. Родители одаренных обучающихся;
3.7. Педагог – психолог;
3.8. Одаренные обучающиеся.
4. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися
Формы
|
Периодичность
|
Предметные олимпиады
|
1 раз в год
|
Общешкольная конференция
|
1 раз в год
|
Предметные недели
|
По годовому плану
|
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.
|
Методический день
|
Внутришкольный контроль.
|
По годовому плану
|
Творческие отчёты кружков и спортивных секций.
|
1 раз в год
|
Тематические конкурсы, выставки.
|
По годовому плану
|
Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы
|
По годовому плану
|
5. Организация и функциональное обеспечение работы
с одаренными обучающимися
5.1. Функции директора:
- Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
- Создание фонда поощрения одарённых детей.
- Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
5.2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
- Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
- Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.
- Сбор банка данных по одарённым детям.
5.4.Функции руководителей ШМО:
- Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
- Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
- Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы.
- Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
5.5. Функции учителей – предметников:
- Выявление одарённых детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
- Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
- Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
5.6.Функции классных руководителей:
- Выявление детей с общей одарённостью.
- Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
- Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
5.7.Функции руководителей кружков и секций:
- Выявление одарённых обучающихся.
- Организация творческих отчётов, выставок обучающихся.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
- Консультирование родителей.
5.8. Функции психолога:
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
- Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
- Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
Протокол от «__» _________ 20___ г. № ____
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
____________ /Т.Г.Сабрукова/
|
|
Приказ от 30.08.2013г № 60
|
Программа работы с одаренными обучающимися
«Формула успеха»
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
В последние годы в школе остро обозначилась проблема обучения и развития одаренных детей, так как в связи со сложной демографической обстановкой в селе в классе сегодня большинство детей со «средними», а зачастую и вовсе «слабыми» способностями. Педагог, ориентируясь на «среднего» ученика, зачастую упускает возможность развития интеллектуально - творческого потенциала одаренных детей. Результат такого положения дел в школе – снижение мотивации способных и одаренных учащихся, снижение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах, особенно предметных.
В школе создана творческая инициативная группа педагогов по изучению проблемы создания системы работы в школе с одаренными учащимися. В результате педагоги познакомились с «рабочей концепцией одаренности» программы «Дети России», видами одаренности; разработана программа выявления одаренных детей; вопросы по изучению данной проблемы рассматриваются на методических совещаниях и педагогических советах; осуществлен анализ условий образовательной среды школы на предмет степени их оптимальности для полноценного развития одаренных учащихся, который показал следующее:
- Образовательная среда школы включает в себя 3 составляющие:
- обучение,
- внеучебную деятельность,
- дополнительное образование.
- На уроках педагогами активно используется технология индивидуализированного обучения, которая позволяет организовать работу по уровням: от простого к сложному.
- С 1 по 4 класс используется образовательная программа «Школа России».
- Педагоги ознакомлены с приемами А.И. Савенкова для работы с одаренными учащимися: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация».
- Есть единичные попытки создания индивидуальных учебных программ по предметам для обучения одаренных учащихся.
- Во внеучебной деятельности используются такие формы работы как:
- исследовательская деятельность, в которой принимают участие 90% педагогов,
- элективные курсы по различным предметам,
- внеурочные занятия,
- социальные практики.
- Дополнительное образование в школе представлено кружками и спортивными секциями по интересам:
- художественно-эстетического цикла,
- спортивно-оздоровительного цикла,
- краеведческого цикла,
- интеллектуального цикла.
- В школе работает творческий коллектив, % имеют высшее педагогическое образование, % - первую квалификационную категорию. Школа принимает активное участие в конкурсах различного уровня.
- Школа использует в работе здоровье – сберегающие технологии.
- В школе имеется компьютерный класс и мобильный класс (ноутбуки), выход в интернет, в классах – мини – лаборатории.
Однако основная роль в интеграции всех условий среды, направленных на качество образования одаренных учащихся, принадлежит педагогу, который должен стать куратором индивидуальных маршрутов развития одаренных детей.
Таким образом, назрела необходимость проектирования системы работы с одаренными детьми, которая органично вписалась бы в образовательную среду школы, максимально используя имеющиеся условия.
Цель программы: систематизация работы школы с одаренными детьми через создание и внедрение в работу индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся.
Задачи:
- Создать творческую инициативную группу педагогов для разработки индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся.
- Разработать и внедрить в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся.
- Познакомить педагогический коллектив с методами самодиагностики индивидуально-личностных особенностей педагога, готовых работать с одаренными учащимися.
- Организовать Консультации для родителей одаренных детей, составить памятки для родителей по поддержке и развитию одаренности в своих детях;
- Разработать мониторинг качества работы школы с одаренными учащимися.
Сроки реализации программы
Сроки реализации программы работы с одаренными учащимися «Формула успеха» - 2013 – 2018 гг.
2013 – 2015 гг. – подготовительный этап
2016 – 2018 гг. – основной этап
Май 2018 г. - оценочный этап
Содержание работы на этапах
Для достижения цели программы:
На подготовительном этапе будет создана инициативная творческая группа из педагогов, имеющих опыт работы с одаренными учащимися. Данная творческая группа, опираясь на анализ условий образовательной среды школы, разработает индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся на основе имеющихся характеристик учащихся и результатов психолого-педагогической диагностики одаренности, а так же инструментарий для оценки результативности данного вида деятельности. С маршрутами будут ознакомлены классные руководители – кураторы маршрутов, а так же родители учащихся, будут внесены коррективы. Педагоги составят индивидуальные образовательные программы для работы с одаренными учащимися, программы элективных курсов, кружков, спортивных секций. Каждый педагог составит собственное индивидуальное расписание для работы с одаренными учащимися в целях оптимального использования учебного и внеучебного времени и избежания нежелательных совпадений, накладок.
На основном этапе будет вестись работа по индивидуальным маршрутам учащихся, будут организованы консультации и занятия Родительского университета для родителей одаренных учащихся, разработаны памятки для родителей. Организация психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися, поможет своевременной коррекции работы, избеганию рисков. Проведение педагогического Совета по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей» позволит оптимально запланировать работу на следующий учебный год. Так же педагоги посредством открытых уроков и занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций поделятся первым опытом работы с одаренными учащимися по индивидуальным образовательным программам.
На оценочном этапе будет проведен количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам, проведено анкетирование родителей и педагогов, принявших участие в данной работе на предмет результативности, повышения качества образования. Результаты проекта будут рассмотрены на итоговом педагогическом совете, отражены в публичном докладе руководителя.
Предполагаемые риски и пути их избегания
- Перегрузка педагогов или учащихся. Выход - в плане указывать конкретные даты, дни недели; своевременно составить индивидуальное расписание педагога, согласовать работу с родителями.
- Непонимание со стороны родителей одаренных учащихся. Выход – убеждение, включение данного вопроса в договора о сотрудничестве.
- Неготовность некоторых педагогов к работе с одаренными учащимися. Выход – организация взаимопомощи, системы консультирования, по необходимости – прохождение курсов, в том числе дистанционных, рекомендации по самообразованию.
План – график реализации программы
Этапы работы
|
Ключевые мероприятия
|
Сроки
|
Документы, подтверждающие выполнение работ
|
Отв-ые
|
Подготовительный этап
|
Создание инициативной творческой группы педагогов
|
|
Приказ директора школы
|
Директор
|
Систематизация диагностического комплекса технологий и методик по выявлению одаренных детей
|
|
Методическая копилка
|
Психолог
|
Разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся
|
|
База данных индивидуальных маршрутов
|
Зам. директора по УВР
|
Разработка Положения о работе с одаренными учащимися
|
|
Положение, утвержденное директором
|
Зам. директора по УВР
|
Разработка, согласование и утверждение индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися, программ элективных курсов, кружков, спортивных секций
|
|
Приказ директора школы
|
Зам. директора по УВР
|
Организация консультаций с родителями и педагогами, внесение коррективов в индивидуальные маршруты
|
|
Дополнительные соглашения к договорам
|
Зам. дир. по УВР, психолог
|
|
Составление и утверждение расписания внеурочной деятельности и индивидуальных занятий
|
|
Расписание
|
Зам. дир. по УВР
|
Основной этап
Основной этап
|
Работа по индивидуальным маршрутам учащихся
|
|
Аналитические справки
|
Зам. директора по УВР, ВР
|
Организация консультаций для родителей одаренных учащихся
|
Постоянно
|
Протокола
|
Зам. директора по УВР, психолог
|
Организация занятий Родительского университета
|
По отдельному плану
|
Протокола занятий
|
Зам. директора по ВР, психолог
|
Разработка памяток для родителей одаренных учащихся
|
|
Методическая копилка школы
|
Зам. директора по УВР
|
Организация психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися
|
Постоянно
|
Журнал регистрации консультаций
|
Психолог
|
Педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей»
|
|
Протокол педсовета
|
Зам. директора по УВР
|
Организация открытых уроков, занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций
|
Постоянно
|
Листы посещения уроков, занятий
|
Зам. директора по УВР
|
|
Укрепление материально-технической базы учебных кабинетов
|
Постоянно
|
Паспорта кабинетов
|
Директор
|
Систематизация образовательных технологий по работе с одаренными учащимися
|
Постоянно
|
Методическая копилка кабинетов
|
Зам.
директора по УВР
|
Обеспечение участия школьников в окружных, городских, региональных, российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
|
Постоянно
|
Аналитические справки
|
Зам.
директора по УВР
|
Оформление и пополнение стендов «Гордость школы», «Звездочки школы»
|
Постоянно
|
Стенды
|
Зам.
директора по УВР
|
Пополнение банка данных одаренных детей в школе
|
Постоянно
|
База данных одаренных учащихся
|
Зам. директора по УВР
|
Оценочный этап
|
Количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам
|
|
Анализ
|
Зам. директора по УВР
|
Организация праздника «День школьника»
|
|
Праздник
|
Зам. директора по УВР
|
Анкетирование родителей и педагогов
|
|
Аналитическая справка
|
Зам. директора по УВР
|
Итоговый педагогический совет
|
|
Протокол
|
Зам. директора по УВР
|
Включение результатов работы по проекту в публичный доклад, размещение на сайте школы
|
|
Публичный доклад
|
Директор
|
Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного учащегося
Ф.И.О. учащегося __________________________________________________
Класс_______________
Вид (ы) одаренности________________________________
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока)
|
|
|
|
|
|
Исследовательская деятельность (указание темы работы)
|
|
|
|
|
|
Элективные курсы (названия курсов)
|
|
|
|
|
|
Социальная практика (название)
|
|
|
|
|
|
Дистанционное обучение (название курса)
|
|
|
|
|
|
Обучение в заочной школе (название школы)
|
|
|
|
|
|
Подготовка к конкурсам (названия конкурсов)
|
|
|
|
|
|
Участие в различных конкурсах, олимпиадах
|
|
|
|
|
|
Дополнительное образование (кружки, секции)
|
|
|
|
|
|
Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного учащегося ________________________________________________
«План индивидуальной работы на … учебный год»
Направление
|
Сроки, периодичность
|
Ответственный
педагог
|
Результат
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Ожидаемые результаты реализации программы
- Разработаны и внедрены в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся (не менее 10-ти);
- Организованы Консультации для родителей одаренных детей, проведены 4 занятия Родительского университета;
- Создана творческая группа педагогов (Координационный Центр), работающих с одаренными учащимися;
- Организовано психолого-педагогическое сопровождение учителей, работающих с одаренными учащимися,
- Проведен педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей»;
- Выстроен мониторинг одаренности учащихся в школе.
Критерии оценки результатов реализации программы
Для определения результативности реализации программы выделены следующие количественные критерии:
Критерии
|
Инструментарий
|
Создание не менее 10-ти индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся (с приложениями)
|
База данных индивидуальных маршрутов
|
Увеличение количества учащихся - победителей предметных и иных конкурсов, в том числе конкурса исследовательских работ, предметных олимпиад, проектов
|
База данных одаренных детей школы
|
Увеличение числа учащихся, посещающих элективные курсы, проходящих дистанционное обучение, обучающихся в заочных школах, социальных практик
|
Сертификаты
|
Увеличение количества педагогов, разработавших индивидуальные учебные программы по своему предмету для обучения одаренных учащихся, рабочих программ элективных курсов, социальных практик, кружков
|
Утвержденные рабочие программы педагогов
|
Минимум 10 родителей обучены приемам сопровождения одаренности своих детей
|
Протокола Родительского университета
|
Увеличение числа открытых уроков, занятий элективных курсов по теме проекта
|
Карта активности педагога
|
Рост числа педагогов, активно использующих в педагогической деятельности индивидуальные учебные программы по своему предмету, рабочие программы элективных курсов, социальных практик, кружков
|
Анализ уроков, занятий
|
Распространение результатов реализации программы
Результаты работы планируется представить на семинарах и конференциях различного уровня.
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ: /o_rabote_fakuljtativov_i_kruzhkov.doc
/polozhenie_konkursy.doc
/polozhenie_o_predmetnoj_nedele.doc
ПЛАН РАБОТЫ с ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: /plan_odarennye_deti.docx
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|