Воскресенье, 05.05.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Бага-Тугтунская СОШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Одарённые дети

09. 09. 2015 год.

Нормативно- правовые документы

 

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

 - основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

 - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. № 94-V-3 «Об образовании в Республике Калмыкия»

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;

 - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

-Государственная программа «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы»

 - Программа развития МБОУ «Бага-Тугтунской СОШ» на 2012-2016г.г.  Приказ №82/1 от 31.12.2011г;

- Устав МБОУ «Бага-Тугтунской средняя общеобразовательной школы» от  29.07.2014г.

-Образовательная программа МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» на 2014-2015гг. Приказ №60/3 от 30.08.2014г

- Программа «Одарённые дети» Приказ № 60 от 30.08.2013г

-Положение о работе с одарёнными детьми. Приказ№ 60 от 30.08.2013г

-Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад. Приказ №68/2 от 03.10.2013г

-Положение о проведении предметной недели (декады) Приказ № 2/4 от 13.01.2014г

-Положение о проведении школьных конкурсов, смотров, творческих фестивалей и спортивных соревнований. Приказ№ 2/4 от 13.01.2014г

-Положение о предпрофильной подготовке учащихся МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ» Приказ №45/3 от 10.06.2014г

-Положение о работе предметных кружков и факультативов. Приказ № 2/4от 13.01.2014г

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол от «__» _________ 20___ г. № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

____________ /Т.Г.Сабрукова/

 

 

                                Приказ от 30.08.2013г № 60

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе с одарёнными обучающимися

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»

 

1.Общие положения

 

  1. Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа» (далее - положение) ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная  школа»  (далее - учреждение).
  2. Положение составлено в соответствии с:

           Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении.

  1. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
  • выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся;
  • составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;
  • работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
  • использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
    1. Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год.
    2. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
    3. Работа с одаренными учащимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в ОУ.
    4. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляется общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляется общее руководство работой.
    5. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.                     
    6. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий.
    7. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.

 

2. Принципы работы с одарёнными детьми

 

  1. Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень.
  2. Принцип опережающего обучения.
  3. Принцип комфортности в любой деятельности.
  4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся.
  5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
  6. Принцип развивающего обучения.
  7. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  8. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
  10. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

3. Участники реализации работы с одаренными обучающимися

Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:

     3.1. Администрация школы (директор, заместители);

     3.2. Руководители школьных методических объединений;

     3.3. Учителя – предметники;

     3.4. Классные руководители;

     3.5. Руководители кружков и секций;

     3.6. Родители одаренных обучающихся;

     3.7. Педагог – психолог;

     3.8. Одаренные обучающиеся.

                                                                                                         

 

4. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися

 

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

Методический день

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану

Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы

По годовому плану

 

5. Организация и функциональное обеспечение работы

с одаренными обучающимися

5.1. Функции директора:

  • Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
  • Создание фонда поощрения одарённых детей.
  • Материальное стимулирование  педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.

 

5.2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. 
  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. 
  • Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 
  • Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. 
  • Сбор банка данных по одарённым детям.

 

5.4.Функции руководителей ШМО:

  • Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад.
  • Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы.
  • Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

 

5.5. Функции учителей – предметников:

  • Выявление одарённых детей по своим предметам.
  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  • Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  • Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  • Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

 

5.6.Функции классных руководителей:

  • Выявление детей с общей одарённостью.
  • Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

 

5.7.Функции руководителей кружков и секций:

  • Выявление одарённых обучающихся.
  • Организация творческих отчётов, выставок обучающихся.
  • Предоставление необходимой информации классным руководителям.
  • Консультирование родителей.

 

5.8. Функции психолога:

  • Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
  • Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
  • Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
  • Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
  • Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

 

 

 

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол от «__» _________ 20___ г. № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

____________ /Т.Г.Сабрукова/

 

 

                                Приказ от 30.08.2013г № 60

Программа работы с одаренными обучающимися

«Формула успеха»

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Пояснительная записка

 

         В последние годы в школе остро обозначилась проблема обучения и развития одаренных детей, так как в связи со сложной демографической обстановкой в селе в классе сегодня большинство детей со «средними», а зачастую и вовсе «слабыми»  способностями. Педагог, ориентируясь на «среднего» ученика, зачастую упускает возможность развития интеллектуально - творческого потенциала одаренных детей. Результат такого положения дел в школе – снижение мотивации способных и одаренных учащихся, снижение количества призовых мест в олимпиадах и конкурсах, особенно предметных.

     В школе создана творческая инициативная группа педагогов по изучению проблемы создания системы работы в школе с одаренными учащимися. В результате педагоги познакомились с «рабочей концепцией одаренности» программы «Дети России», видами одаренности; разработана программа выявления одаренных детей; вопросы по изучению данной проблемы рассматриваются на методических совещаниях и педагогических советах; осуществлен анализ условий образовательной среды школы на предмет степени их оптимальности для полноценного развития одаренных учащихся, который показал следующее:

  1. Образовательная среда школы включает в себя 3 составляющие:
  • обучение,
  • внеучебную деятельность,
  • дополнительное образование.
  1. На уроках педагогами активно используется технология индивидуализированного обучения, которая позволяет организовать работу по уровням: от простого к сложному.
  2. С 1 по 4 класс используется образовательная программа «Школа России».
  3. Педагоги ознакомлены с приемами А.И. Савенкова для работы с одаренными учащимися: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация».
  4. Есть единичные попытки создания индивидуальных учебных программ по предметам для обучения одаренных учащихся.
  5. Во внеучебной деятельности используются такие формы работы как:
  • исследовательская деятельность, в которой принимают участие 90% педагогов,
  • элективные курсы по различным предметам,
  • внеурочные занятия,
  • социальные практики.
  1. Дополнительное образование в школе представлено кружками и спортивными секциями по интересам:
  • художественно-эстетического цикла,
  • спортивно-оздоровительного цикла,
  • краеведческого цикла,
  • интеллектуального цикла.
  1. В школе работает творческий коллектив, % имеют высшее педагогическое образование,  % - первую квалификационную категорию. Школа принимает активное участие в конкурсах различного уровня.
  2. Школа использует в работе здоровье – сберегающие технологии.
  3.  В школе имеется компьютерный класс и мобильный класс (ноутбуки), выход в интернет, в классах – мини – лаборатории.

     Однако основная роль в интеграции всех условий среды, направленных на качество образования одаренных учащихся, принадлежит педагогу, который должен стать куратором индивидуальных маршрутов развития одаренных детей.

     Таким образом, назрела необходимость проектирования системы работы с одаренными детьми, которая органично вписалась бы в образовательную среду школы, максимально используя имеющиеся условия.

     Цель программы: систематизация работы школы с одаренными детьми через создание и внедрение в работу индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся.

     Задачи:

  • Создать творческую инициативную группу педагогов для разработки индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся.
  • Разработать и внедрить в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся.
  • Познакомить педагогический коллектив с методами самодиагностики индивидуально-личностных особенностей педагога, готовых работать с одаренными учащимися.
  • Организовать Консультации  для родителей одаренных детей, составить памятки для родителей по поддержке и развитию одаренности в своих детях;
  • Разработать мониторинг качества работы школы с одаренными учащимися.

 

Сроки реализации программы

 

      Сроки реализации программы работы с одаренными учащимися «Формула успеха» - 2013 – 2018 гг.

      2013 – 2015 гг. – подготовительный этап

      2016 – 2018 гг. – основной этап

      Май 2018 г. - оценочный этап

 

Содержание работы на этапах

 

         Для достижения цели программы:

На подготовительном этапе будет создана инициативная творческая группа из педагогов, имеющих опыт работы с одаренными учащимися. Данная творческая группа, опираясь на анализ условий образовательной среды школы, разработает индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся на основе  имеющихся характеристик учащихся и результатов психолого-педагогической диагностики одаренности, а так же инструментарий для оценки результативности данного вида деятельности. С маршрутами будут ознакомлены классные руководители – кураторы маршрутов, а так же родители учащихся, будут внесены коррективы. Педагоги составят индивидуальные образовательные программы для работы с одаренными учащимися, программы элективных курсов, кружков, спортивных секций.  Каждый педагог составит собственное индивидуальное расписание для работы с одаренными учащимися в целях оптимального использования учебного и внеучебного времени и избежания нежелательных совпадений, накладок.

На основном этапе будет вестись работа по индивидуальным маршрутам учащихся, будут организованы консультации и занятия Родительского университета для родителей одаренных учащихся, разработаны памятки для родителей. Организация  психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися, поможет своевременной коррекции работы, избеганию рисков. Проведение педагогического Совета по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей» позволит оптимально запланировать работу на следующий учебный год. Так же педагоги посредством открытых уроков и занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций поделятся первым опытом работы с одаренными учащимися по индивидуальным образовательным программам.

На оценочном этапе будет проведен количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам, проведено анкетирование родителей и педагогов, принявших участие в данной работе на предмет результативности, повышения качества образования. Результаты проекта будут рассмотрены на итоговом педагогическом совете, отражены в публичном докладе руководителя.

 

Предполагаемые риски и пути их избегания

 

  1. Перегрузка педагогов или учащихся. Выход - в плане указывать конкретные даты, дни недели; своевременно составить индивидуальное расписание педагога, согласовать работу с родителями.
  2. Непонимание со стороны родителей одаренных учащихся. Выход – убеждение, включение данного вопроса в договора о сотрудничестве.
  3. Неготовность некоторых педагогов к работе с одаренными учащимися. Выход – организация взаимопомощи, системы консультирования, по необходимости – прохождение курсов, в том числе дистанционных, рекомендации по самообразованию.

 

План – график реализации программы

Этапы работы

Ключевые мероприятия

Сроки

Документы, подтверждающие выполнение работ

Отв-ые

Подготовительный этап

Создание инициативной творческой группы педагогов

 

Приказ директора школы

Директор

Систематизация диагностического комплекса технологий и методик по выявлению одаренных детей

 

Методическая копилка

Психолог

Разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся

 

База данных индивидуальных маршрутов

Зам. директора по УВР

Разработка Положения о работе с одаренными учащимися

 

Положение, утвержденное директором

Зам. директора по УВР

Разработка, согласование и утверждение индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися, программ элективных курсов, кружков, спортивных секций

 

Приказ директора школы

Зам. директора по УВР

 

Организация консультаций с родителями и педагогами, внесение коррективов в индивидуальные маршруты

 

Дополнительные соглашения к договорам

Зам. дир. по УВР, психолог

 

Составление и утверждение расписания внеурочной деятельности и индивидуальных занятий

 

Расписание

Зам. дир. по УВР

Основной этап

Основной этап

 

 

 

 

 

 

Работа по индивидуальным маршрутам учащихся

 

 

Аналитические справки

Зам. директора по УВР, ВР

Организация консультаций для родителей одаренных учащихся

Постоянно

 

Протокола

Зам. директора по УВР, психолог

Организация занятий Родительского университета

По отдельному плану

Протокола занятий

Зам. директора по ВР, психолог

Разработка памяток  для родителей одаренных учащихся

 

Методическая копилка школы

Зам. директора по УВР

Организация  психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с одаренными учащимися

Постоянно

 

Журнал регистрации консультаций

Психолог

Педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей»

 

Протокол педсовета

Зам. директора по УВР

Организация открытых уроков, занятий элективных курсов, кружков и спортивных секций

Постоянно

Листы посещения уроков, занятий

Зам. директора по УВР

 

Укрепление материально-технической базы учебных кабинетов

Постоянно

Паспорта кабинетов

Директор

Систематизация образовательных технологий по работе с одаренными учащимися

Постоянно

Методическая копилка кабинетов

Зам.

директора по УВР

Обеспечение участия школьников в окружных, городских, региональных, российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

Постоянно

Аналитические справки

Зам.

директора по УВР

Оформление и пополнение стендов «Гордость школы», «Звездочки школы»

Постоянно

Стенды

Зам.

директора по УВР

Пополнение банка данных  одаренных детей в школе

Постоянно

База данных одаренных учащихся

Зам. директора по УВР

Оценочный этап

Количественный и качественный анализ работы с одаренными учащимися по индивидуальным маршрутам

 

Анализ

Зам. директора по УВР

Организация праздника «День школьника»

 

Праздник

Зам. директора по УВР

Анкетирование родителей и педагогов

 

Аналитическая справка

Зам. директора по УВР

Итоговый педагогический совет

 

Протокол

 

Зам. директора по УВР

Включение результатов работы по проекту в публичный доклад, размещение на сайте школы

 

Публичный доклад

Директор

 

 

Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного учащегося

 

Ф.И.О. учащегося __________________________________________________

Класс_______________

Вид (ы) одаренности________________________________

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока)

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность (указание темы работы)

 

 

 

 

 

Элективные курсы (названия курсов)

 

 

 

 

 

Социальная практика (название)

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение (название курса)

 

 

 

 

 

Обучение в заочной школе (название школы)

 

 

 

 

 

Подготовка к конкурсам (названия конкурсов)

 

 

 

 

 

Участие в различных конкурсах, олимпиадах

 

 

 

 

 

Дополнительное образование (кружки, секции)

 

 

 

 

 

 

Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного учащегося ________________________________________________

«План индивидуальной работы на … учебный год»

 

Направление

Сроки, периодичность

Ответственный

педагог

Результат

 

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Разработаны и внедрены в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты развития одаренных учащихся (не менее 10-ти);
  • Организованы  Консультации  для родителей одаренных детей, проведены 4 занятия Родительского университета;
  • Создана творческая группа педагогов (Координационный Центр), работающих с одаренными учащимися;
  • Организовано  психолого-педагогическое сопровождение учителей, работающих с одаренными учащимися,
  • Проведен педагогический Совет по теме «О роли внеучебной деятельности и дополнительного образования в развитии одаренных детей»;
  • Выстроен мониторинг одаренности учащихся в школе.

 

Критерии оценки результатов реализации программы

 

     Для определения результативности реализации программы выделены следующие количественные критерии:

Критерии

Инструментарий

Создание не менее 10-ти индивидуальных маршрутов развития одаренных учащихся (с приложениями)

База данных индивидуальных маршрутов

Увеличение количества учащихся - победителей предметных и иных конкурсов, в том числе конкурса исследовательских работ, предметных олимпиад, проектов

База данных одаренных детей школы

  Увеличение числа учащихся, посещающих   элективные курсы, проходящих дистанционное обучение, обучающихся в заочных школах, социальных практик

Сертификаты

Увеличение количества педагогов, разработавших индивидуальные учебные программы по своему предмету для обучения одаренных учащихся, рабочих программ элективных курсов, социальных практик, кружков

Утвержденные рабочие программы педагогов

  Минимум 10 родителей обучены приемам сопровождения одаренности своих детей

Протокола Родительского университета

  Увеличение числа открытых уроков, занятий элективных курсов по теме проекта

Карта активности педагога

  Рост числа педагогов, активно использующих в педагогической деятельности индивидуальные учебные программы по своему предмету, рабочие программы элективных курсов, социальных практик, кружков

Анализ уроков, занятий

 

Распространение результатов реализации программы

     Результаты работы планируется представить на семинарах и конференциях различного уровня.

 

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ: /o_rabote_fakuljtativov_i_kruzhkov.doc

                                  /polozhenie_konkursy.doc

                                 /polozhenie_o_predmetnoj_nedele.doc

ПЛАН РАБОТЫ с ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: /plan_odarennye_deti.docx

                                                                    

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024